г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

11 сентября в Благовещенской церкви состоялась встреча с психологом Мариной Вениаминовной Архиповой, преподавателем Российской христианской гуманитарной академии. Тема беседы звучала как вопрос – «Как научиться прощать?» Чтобы попытаться ответить на него, за круглым столом собрались священнослужители и прихожане храма — в основном участники молодежного клуба «Благо».

Встреча была построена не как лекция, а как беседа, в которой принимали участие все. Марина Вениаминовна участвовала в разговоре на равных со всеми, деликатно комментируя чужие высказывания и проясняя непонятное.

Беседа началась с того, что каждый поделился своими размышлениями на тему «Что мне помогает прощать?» И тут оказалось, что у всех уже есть некий опыт борьбы со своим «я»: каждый предложил свой способ преодолеть себя и простить близкого человека. Вот некоторые из этих методик:

— поставить себя на место того, кого тебе нужно простить;
— увидеть в конфликте свою собственную вину;
— попытаться помириться хотя бы потому, что носить в себе обиду очень тяжело;
— вспомнить о том, что нам Господь прощает гораздо больше;
— вспомнить слова молитвы: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»;
— попытаться подражать духовным людям и святым, которые с любовью относятся к каждому человеку;
— когда простить кого-то кажется невозможным, обратиться за помощью к Богу.

Настоятель храма, протоиерей Андрей Дьяконов, сказал, что умение прощать зависит от духовного состояния человека, и этому нужно учиться точно так же, как дети учатся в школе читать, писать и считать. «Трудно представить себе преподобного Серафима Саровского в гневе», – сказал отец Андрей и вспомнил эпизод из его жития: на святого напали разбойники и избили его до полусмерти, а тот, придя в себя, простил их. Вспомнил он и известное выражение: «Обида гложет». «Если она нас гложет — значит, обижаться на кого-то вредно для нас самих», – сделал вывод отец Андрей.

С этой мыслью полностью согласилась Марина Вениаминовна и предложила вдуматься в само слово «прощать»: оно сродни слову «просто», и прощать — это ни что иное, как упрощать, делать отношения простыми, искренними, прямыми. Прощая человека, мы как бы говорим ему, что мы готовы снова общаться с ним, как прежде — напрямую, от сердца к сердцу. Прощение — это, как и любовь, дар Божий. И Марина Вениаминовна рассказала историю о том, как женщина очень долго держала на сестру настолько глубокую обиду, что даже не хотела, чтобы та приходила на ее похороны. Но, оказавшись в храме в Прощеное воскресенье, вдруг испытала сильнейшее переживание и от всего сердца простила сестру. Конечно, это было действие благодати Божией, которая помогла женщине так, как не помог бы ни один психолог.

— Настоящее прощение, как и настоящая любовь, отпускает человека на свободу, – сказала Марина Вениаминовна. – Мы как бы говорим человеку, что ничего не ждем от него, принимаем его таким, каков он есть.

Если прощение сближает людей и делает их отношения более простыми, то обида, наоборот, заставляет людей держать дистанцию. «В каких-то ситуациях обида может быть выгодна человеку, – сказала Марина Вениаминовна. – Она помогает дистанцироваться в тех случаях, когда Вы стали общаться с человеком ближе, чем вам хотелось бы. Обида делает отношения более формальными». А кто-то может хранить обиду годами, даже не делясь ни с кем своими переживаниями — благодаря этому он чувствует себя выше других. Но, сохраняя в себе обиду, он неминуемо уродует свою жизнь.

Участники беседы почти единогласно решили, что, когда простить трудно, можно рассказать о своей обиде близким людям — но только в том случае, если они обладают трезвым умом и не станут обелять тебя и очернять твоего обидчика. И, конечно, многие участники встречи не раз говорили о том, что за обидчика нужно молиться, а о своем грехе говорить на исповеди.

Итог беседы подвел отец Андрей:

— Мы с вами уже не один раз говорили, что душа по природе христианка. Если человек не живет по-христиански, не развивается духовно, он живет вопреки своей природе. Когда он ставит себя в центр вселенной и только свое мнение считает верным — это очень страшное, застывшее состояние. Человек не понимает, что он замыкается в себе и вредит прежде всего себе самому. Каждый человек, незасимо от того, ходит он в церковь или нет, знает эту истину: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». У каждого заповеди Божии записаны в душе, и каждый знает, что прощать — надо. А если мы все-таки не прощаем, помним зло — это разъедает душу».

Во время разговора были затронуты другие вопросы из области психологии, которые далеко выходили за рамки темы беседы. Похоже, придется попросить Марину Вениаминовну провести в храме еще одну беседу. Тем более что и сама она — прихожанка Благовещенской церкви на Васильевском острове.