г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

28 декабря в молодёжном клубе «Благо» при Благовещенской церкви на Васильевском острове состоялась встреча с психологом, старшим преподавателем Русской христианской гуманитарной академии Мариной Вениаминовной Архиповой. На встрече, кроме прихожан и священников Благовещенской церкви, присутствовали члены молодёжного клуба «Ангелос» из Петергофа. Всего в ризнице храма собралось около тридцати человек. Темой беседы была психология свободы.

В начале беседы Марина Вениаминовна задала собравшимся вопрос: считают ли они себя свободными людьми? Как это ни странно, все единодушно ответили «нет». Вопрос о том, что именно мешает быть свободными, оказался более трудным, но некоторые смогли ответить и на него: грехи. В то же время алтарник Благовещенской церкви, старшеклассник Денис Ганжа, сказал: «По сравнению с некрещёными людьми мы всё-таки свободны. В Крещении мы получаем благодать, которая исходит от Бога. Она даёт нам свободу».

Марина Вениаминовна рассказала, что с точки зрения философии существуют три типа свободы: первая – «свобода от», вторая – «свобода для», третья – «свобода во имя». Второй и третий типы обязательно включают в себя предыдущие. Первый тип, «свобода от» – самый примитивный, который присутствует в любом выборе человека. «Свобода для» – это более сложная ступень, связанная с моралью. «Это когда мы делаем что-то для того, чтобы подтвердить свое тождество, – объяснила Марина Вениаминовна. – Христианские философы говорят нам, что душа по своей природе – христианка. Моральные ценности, которые существуют в современной культуре, – это ценности христианские. Когда мы действуем согласно этим нормам и ценностям, мы и существует в этой “свободе для”. Но самый интересный и самый сложный тип свободы – это “свобода во имя”. Гегель говорил, что свобода – это возможность человека пойти против своей природы. В человеке есть три составляющие: дух, душа и тело. Свобода живёт только в духе. Слова Дениса о том, что после Крещения мы обретаем свободу, – очень точны. Дух – это то, что даёт свободу. Тело вяжет нас по рукам и ногам. Мы хотим есть, хотим пить. Вот я сегодня мало спала, и утром, когда прозвонил будильник, у меня мелькнула мысль: “В конце концов, свободна я или не свободна? Я хочу спать. Я сейчас возьму и высплюсь!” Но фокус здесь в том, что если бы я осталась, то пошла бы на поводу у своего тела. А это как раз несвобода. Свободный выбор может сделать только моя воля. И то, что встала и пришла сюда – это как раз выбор моей свободы».

Встреча с Мариной Вениаминовной была построена в форме беседы, и слушатели постоянно задавали ей вопросы. На некоторые из них приходилось отвечать настоятелю Благовещенской церкви, протоиерею Андрею Дьяконову, поскольку они выходили за рамки психологии и относились скорее к области пастырского богословия. Вот лишь некоторые вопросы, которые прозвучали во время встречи: «Ограничивает ли свободу женщин то, что в церковь они должны надевать платки и юбки?»; «Как сочетаются традиция и свобода, культура и свобода?»; «Нужно ли ограничивать свободу детей и в чем?»; «Каков психологических портрет несвободного человека?»; «Как сочетаются смирение и целеустремленность?». Но в основном беседа строилась вокруг темы «Свобода и Церковь»: ограничивает ли Церковь свободу человека или, наоборот, освобождает его? А может быть, ограничивает в чем-то внешнем, но при этом делает свободным внутренне?

Горячо обсуждали вопрос о свободе, творчестве и Церкви. Воцерковляясь, многие творческие люди начинают сомневаться: могут ли они и дальше заниматься искусством? Не является ли их творчество грехом? Или, может быть, их дальнейшая творческая деятельность должна развиваться только в церковном русле?

«Если христиане уйдут из мира культуры, то их место пустым не останется, – сказала Марина Вениаминовна. – На этом месте окажется кто-то другой. Не забывайте слова Достоевского: «Красота спасет мир» – в том числе и красота культуры. Включаться в культурную жизнь и преобразовывать ее – это наш христианский долг. Культура – это то, на что реагируют и невоцерковлённые, и неверующие люди. И чем полнее христианство будет представлено в культуре, тем лучше».

Отец Андрей Дьяконов рассказал историю, связанную с Валерием Ступаченко – солистом ансамбля «Поющие гитары». «”Поющие гитары” – это вокально-инструментальный ансамбль, которому даже в советское время была дана определённая свобода. Они могли играть такую музыку, которая в то время была запрещена. Это был очень популярный ансамбль! Но когда Валерий Ступаченко пришел в Церковь, он решил, что ему надо со сценой покончить. И так и сделал! Другой работы у него не было, и они с семьёй стали жить впроголодь. Но он стал ходить в храм, воцерковляться, постигать веру православную. Помню, он рассказывал по телевизору в интервью, что больше не вернется на сцену. “Вспоминаю своё состояние на сцене: тело скачет, а душа плачет!” – сказал он. Он стал псаломщиком у одного священника, которого я прекрасно знаю. И вот он работал в церкви, но храм был восстанавливающийся, и оклад у Валерия был небольшой. Денег постоянно не хватало. Он долго мучился, а потом пришёл к отцу Василию Ермакову и сказал: “Я всю жизнь пел в ансамбле “Поющие гитары”, и я его оставил, больше не буду. Теперь я в церкви – благословите!” А отец Василий воскликнул: “Валера! Да это мой любимый ансамбль!..” А ведь ансамбль действительно очень хороший, и у них нет ни одной безнравственной песни: все лирические, добрые, хорошие. И Валерий вернулся на сцену, стал выступать и при любой возможности, обращаясь к аудитории, говорить: “Я православный человек, и душа у меня тоже поёт!” Так что, придя в Церковь, не всё нужно оставлять. Если человек работает на поприще искусства, он может и со сцены проповедовать веру православную. Конечно, не цитатами из Евангелия. Брать какие-то сюжеты из жизни и делать из них христианские выводы».

Приближалось время пить чай, но вопросов не становилось меньше, и они становились всё более практическими: очевидно, многие пытались в этой беседе разрешить свои внутренние проблемы. Тогда отец Андрей предложил Марине Вениаминовне посетить молодёжный клуб ещё раз – и она, проявив свободу воли, согласилась.

Но ближайшая встреча участников молодёжного клуба «Благо» будет посвящена Рождеству Христову. Она состоится в следующее воскресенье, 4 января нового года, в 12:30.

Ольга Надпорожская