г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

24 декабря в Государственной академической капелле состоялся вечер, посвященный 100-летию Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова.

Это был не только концерт, а скорее – вечер памяти прославленного музыкального коллектива. Он начался с выставки – в фойе Капеллы была представлена экспозиция из личного архива биографа Хора, настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, протоиерея Андрея Дьяконова. Зрители увидели подлинные документы: фотографии, афиши, письма, концертные костюмы солистов, нотные записи…

На открытии выставки с приветственным словом выступила генеральный директор Государственной академической капеллы Ольга Сергеевна Хомова. Перед концертом к зрителям обратился ректор Политехнического университета Андрей Иванович Рудской:

– Давайте представим: 1917-й год, братоубийственная война, исход лучших представителей русской интеллигенции… Казалось бы – потери невосполнимые. Но пришли 90-е годы двадцатого века, и мы узнали великие имена. Возвратились те ценности, духовные и интеллектуальные, которые были нами утеряны.

Сегодня большой праздник – мы услышим жемчужину русского хорового пения в аранжировках Сергея Жарова. И все это благодаря трудам отца Андрея, который в течение десятилетий собирал уникальный материал – пластинки, записи Хора донских казаков, их фотографии, воспоминания, архивные документы. Когда я все это увидел, услышал – то просто зажегся идеей вернуть в Россию славное имя Сергея Жарова. Мое желание подхватил профессор Политехнического университета, член Союза писателей России Дмитрий Иванович Кузнецов. В результате Андрей Георгиевич и Дмитрий Иванович написали замечательную книгу о Сергее Жарове, которая недавно вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Я бы сказал, – подчеркнул в финале своего выступления А.И. Рудской, – что основная мысль книги заключена в краткой цитате из Евангелия: «Для Бога нет ничего невозможного…» Имя легендарного хора вернулось на Родину. И сегодня мы с вами скрепляем ту нить времени, которая связывает нас с великой культурой России.

Все свои выступления, в любых странах, в любых залах Хор Жарова начинал именно с церковных песнопений. Так и концерт в Академической капелле Санкт-Петербурга открыл Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова. Прозвучали песнопения панихиды – «Поминовение усопших воинов» – в обработке К. Шведова и С. Жарова.

После этого на сцену вышел мужской хор Капеллы во главе с прославленным дирижером, художественным руководителем, народным артистом СССР Владиславом Чернушенко. Артисты исполнили три стихиры на музыку Георгия Свиридова: Заутреннюю песнь, Кондак о мытаре и фарисее, «Господи, воззвах к Тебе…»

Далее зрители услышали цикл русских народных песен – некоторые из них были обработаны специально для исполнения Хором донских казаков. И это стало своеобразным открытием для слушателей, настолько оригинально звучали вроде бы хорошо известные нам мелодии.

«Сейчас, когда история хора изучена и написана, наступило время изучать музыкальное наследие Сергея Жарова, – подчеркивает протоиерей Андрей Дьяконов. – Ведь до него казачьих хоров вообще не существовало. И хочу особо отметить: не казачество оказало на Жарова влияние, а наоборот – он расширил и преобразил казачье пение. Представьте, Донской хор исполнял а капелла «Жизнь за царя» в обработке К. Шведова! Это не то что казачий, не всякий академический хор споет. А у Жарова было несколько хоровых кантат.

Например, сегодня перед концертом мы с вами видели короткометражный фильм о хоре, снятый в 1936 году в Германии. Там исполнен фрагмент «Музыкально-исторической справки» – это большое хоровое произведение было написано композитором Шведовым специально для Донского казачьего хора, к их 3000 концерту в 1935 году в Карнеги-Холл. В этой музыкальной кантате профессор К.Н. Шведов запечатлел сложный исторический период, во время которого жили участники коллектива: Первая мировая война, революция, Великий русский исход и наконец – выход хора на мировую сцену для служения русскому искусству. Это возвышенное пение дает нам понять глубину заложенных в музыке идей и ее красоту при ювелирной художественности исполнения. В этой кантате музыкальная тема переходят от хора к солисту и обратно, от солиста к хору, при этом меняется и стилистика музыки – от звуков всеразрушающей революции до победного гимна, молитвы о даровании сил живущим и вечной памяти о погибших.

Без малого 60 лет Хор Жарова открывал всему миру красоты русского пения. Сегодня, благодаря Академической капелле Санкт-Петербурга и лично Владиславу Александровичу Чернушенко, этот прославленный коллектив вернулся на Родину. И мы можем оценить великое музыкальное наследие Сергея Жарова».